Каталог работ » Педагогическая психология

Тема: Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения

Выдержки из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента обусловлена необходимостью психолого-педагогического изучения феномена индивидуальности в исполнительской деятельности студента. Являясь одним из видов творческой деятельности, исполнительская деятельность представляет собой процесс воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства, т.е. его художественную интерпретацию. Познание культурного смысла сочинения происходит через самопознание, самоактуализацию личности в акте создания новой звучащей реальности, отражающей неповторимое проявление мира исполнителя.
Стилевой подход к изучению исполнительской деятельности позволяет объединить различные науки и области наук, изучающие категорию стиля: психологию деятельности и личности, психологию творчества, герменевтику, стилеведение и интерпретологию в искусствознании, основы инновационной деятельности субъектов образовательного процесса в педагогической психологии.
Проблема интерпретации как творческого истолкования музыкального сочинения и его воплощения в звучании в соответствии с эстетическими принципами и индивидуальностью исполнителя является центральной в исполнительской деятельности. Процесс создания интерпретации музыкального сочинения как акт взаимопроникновения общей и личностной культур, в котором богатство музыкальной культуры преломляется через индивидуальность человека, его цели, стремления, ценности, связан с инновационной деятельностью преподавателя и студента.
Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения, являясь инновационным по своей природе, трансформирует существующие традиции и порождает новые культурные ценности, обогащая тем самым как субъектов образования, так и сам образовательный процесс. Разработка и внедрение модели формирования обозначенного стиля обеспечивает гармоничное развитие в единстве профессионального и личностного потенциала студента. Таким образом, исследование имеет научное, социальное и прикладное значение.
Степень разработанности проблемы. Изучению индивидуального стиля деятельности в отечественной психологии посвящены фундаментальные исследования Е.П. Ильина, Е.А. Климова, Л.Н. Макаровой, B.C. Мерлина, М.Р. Щукина, проведенные в контексте концепций деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Специальные комплексные исследования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента в психолого-педагогической науке до на-стоящего времени не проводились. В то же время изучены отдельные аспекты проблемы: проявления в исполнительской деятельности различных способностей, индивидуальных особенностей и качеств музыканта (Д.Б. Богоявленская, А.Х. Пашина, Т.Е. Стародубцева, Г.М. Цыпин), исследована категория эмоционального стиля в музыкально-исполнительской деятельности (Л.Я. Дорфман).
Проблемы интерпретации музыкального сочинения в исполнительской деятельности, а также исполнительского стиля рассмотрены в трудах музыкантов-теоретиков, педагогов и исполнителей XIX-XXI веков (А.Д. Алексеев, Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Б. Берман, А.Б. Гольденвейзер, Г.Б. Гордон, Г.М. Коган, А. Корто, Н.П. Корыха-лова, Е.Я. Либерман, К.А. Мартинсен, Я.И. Мильштейн, М.К. Михай-
» лов, Г.Г. Нейгауз, А.И. Николаева, Л.Н. Раабен, Д.А. Рабинович,
А.Г. Рубинштейн, А.Н. Сохор, Й. Уде, С.Я. Фейнберг, Г.М. Цыпин, В.П. Чинаев, А. Шнабель, М.В. Юдина, Б.Л. Яворский). Однако наличие крайне противоречивых точек зрения в вопросе интерпретации музыкального сочинения требует согласования через переосмысление применительно к музыкальной практике концептуальных положений герменевтики в области философского и эстетического знания (Аристотель, Н.А. Бердяев, Г.-Г. Гадамер, Э. Гуссерль, В. Дильтей,
4 И.А. Ильин, С. Лангер, П. Рикёр, B.C. Соловьёв, М. Хайдеггер,
Ф.Д. Шлейермахер, Э. Шпрангер), психологии (А.А. Брудный, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Т.М. Дридзе, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Славская) и искусствоведения (М.Г. Арановский, Г. Зедльмайр, В.Е. Медушевский, Е.В. Назайкинский). Вместе с тем, в современном образовании отсутствуют критерии и методики оценки созданной студентом интерпретации музыкального сочинения. Их разработка составляет альтернативу традиционной системе оценивания, недостаточно отражающей различные параметры исполнения. Представляется также перспективной разработка специальной методики для определения комплекса способностей студента, проявляющихся в интерпретации.
Создание оригинальной эстетически ценной интерпретации музыкального сочинения происходит благодаря волевой регуляции исполнительской деятельности. Представленный в диссертации механизм волевой регуляции опирается на исследования в области психо-физиологии индивидуальных различий (А.В. Брушлинский, Э.А. Го-лубева, Н.Н. Данилова, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов), базирующихся на учениях И.П. Павлова, И.М. Сеченова и П.К. Анохина, психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.Л. Бочкарёв, Я.А. Пономарёв,
П.В. Симонов, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин), индивидуальной активиро-ванности функциональных состояний и волевой регуляции деятельности (Л.Г. Дикая, Е.П. Ильин, В.К. Калин, О.А. Конопкин, Р.С. Лаза-рус, В.И. Моросанова, В.И. Селиванов, С. Шехтер), а также на теории способностей (Д.Б. Богоявленская, А.Л. Готсдинер, Е.А. Корсунский, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков). Одновременно в педагогической психологии остается необозначенной необходимость целостного изучения феномена волевой регуляции исполнительской деятельности, способствующей концентрации познавательной, творческой и технической активности студента; не рассмотрены также категории сознательного и надсознательного в волевом процессе творческой интерпретации произведения.
Повышение качества исполнительской деятельности студента в вузе предполагает использование в подготовке будущего специалиста инновационных принципов и технологий современного психолого-педагогического образования (А.Г. Асмолов, Н.И. Вьюнова, Г.Л. Ильин, Н.И. Лифинцева, А.Б. Орлов, А.С. Петелин, Н.А. Подымов, Л.С. Подымова, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, С.Д. Смирнов, А.С. Чернышёв, И.С. Якиманская).
Предварительный анализ проблемы формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения позволяет выявить основное противоречие между необходимостью единого развития познавательной, творческой и технической активности студента в процессе интерпретации музыкального сочинения и узкотехнической направленностью исполнительской деятельности студента в вузе. Проблема диссертационного исследования заключается в выявлении совокупности психолого-педагогических условий формирования индивидуаль-
ного стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения. Решение обозначенной проблемы является целью исследования.
Объектом исследования стал индивидуальный стиль исполнительской деятельности студента, предметом исследования — формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения.
Гипотеза исследования включает следующие положения:
1) формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента предполагает использование средств исполнительской интерпретации музыкального сочинения;
2) эффективность формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента повышается при наличии его волевого включения в процессе интерпретации музыкального сочинения;
3) волевое включение студента происходит при соблюдении совокупности следующих психолого-педагогических условий:
• использовании основных положений концепции проективного образования в исполнительской деятельности студента;
• целенаправленном формировании проективного творческого мышления студента;
• направленности обучения на развитие у студента специальных исполнительских навыков в выражении собственных внутренних потребностей средствами индивидуальной исполнительской техники;
• развитии рефлексивных и коммуникативных способностей студента.
8
Основные задачи исследования:
• сформулировать понятие индивидуального стиля исполнительской деятельности студента, определить его структуру и основные функции;
• определить роль познавательных и духовных способностей студента в процессе интерпретации музыкального сочинения;
• исследовать механизм волевой регуляции в функционировании базового исполнительского комплекса студента;
• разработать модель формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения;
• выявить совокупность психолого-педагогических условий формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента и экспериментально проверить их эффективность.
Методологическую основу исследования составили психологические исследования индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов, Л.Н. Макарова, B.C. Мерлин); исследования в области психофизиологии индивидуальных различий (Э.А. Голубева, Н.Н. Данилова, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов), психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, П.В. Симонов, Г.М. Цыпин), индивидуальной активированности функциональных состояний и волевой регуляции деятельности (Л.Г. Дикая, Е.П. Ильин, В.К. Калин, В.И. Селиванов, С. Шехтер); учения о способностях (Д.Б. Богоявленская, А.Л. Готсдинер, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков); концептуальные положения герменевтики в области философского и эстетического знания (Э. Гуссерль, В. Дильтей, И.А. Ильин, С. Лангер, П. Рикёр, B.C. Соловьёв, Ф.Д. Шлейермахер, Э. Шпрангер), психологии
(A.A. Брудный, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Т.М. Дридзе, А.Н. Славская) и искусствоведения (М.Г. Арановский, Г. Зедльмайр, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский), методические труды музыкантов—теоретиков, педагогов и исполнителей (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган, А. Корто, К.А. Мартинсен, Г.Г. Нейгауз, С.Я. Фейнберг); концепции современного инновационного обучения (Н.А. Подымов, Л.С. Подымова, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, С.Д. Смирнов, А.С. Чернышёв); основные положения концепции проективного образования (Г.Л. Ильин); общие принципы интегративно-дифференцированного подхода (Н.И. Вьюнова).
В диссертации использовались следующие методы исследования:
• теоретические (теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой, музыкально-методической литературы; анализ, систематизация и обобщение музыкально-педагогического опыта; синтез научной теории и музы-кальнои практики; метод аналогии, моделирования и педагогического прогнозирования);
• эмпирические (констатирующий, психолого-педагогический эксперименты; опросный метод; шкалирование; метод экспертных оценок);
• методы обработки результатов исследования (корреляционный и дисперсионный анализы; критерии Фишера и Стьюдента; качественный анализ).
В исследовании использовались авторские методики: «Оценка уровня базового исполнительского комплекса студента», «Оценивание качества интерпретации и артистичности» и специально разрабо-
10
тайный «Опросник для выявления широты профессионального кругозора и интересов студентов».
Экспериментальной базой исследования стали Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ) и Воронежская государственная академия искусств (ВГАИ). Исследованием было охвачено 183 человека: 102 студента I-V курсов музыкального отделения факультета художественного образования ВГПУ, 72 студента I-V курсов фортепианного и теоретического факультетов ВГАИ, а также 9 преподавателей названных вузов.
Научно-исследовательская работа проходила в период с 1996 по 2003 годы и включала в себя три этапа. Первый этап (1996-1998 гг.)
— изучение специальной литературы для уяснения состояния обозначенной проблемы, сопоставительный анализ, синтез и систематизация материалов в аспекте изучаемого вопроса, определение теоретической основы исследования и его методологического аппарата; разработка плана эмпирического исследования и осуществление пилотажного исследования. Второй этап (1999-2001 гг.) — построение модели индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения, выявление совокупности психолого-педагогических условий его формирования; корректировка методик и гипотезы исследования. Третий этап (2001-2003 гг.)
— проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка общих выводов и психолого-педагогических рекомендаций, целостное оформление работы. В диссертации обобщен 17-летний опыт исполнительской и педагогической деятельности соискателя.
Научная новизна исследования.
• Сформулированы понятия «индивидуальный стиль исполнительской деятельности студента», «базовый исполнительский комплекс
11
студента».
• Определены принципы изучения индивидуального стиля исполнительской деятельности студента, выявлена его структура, обозначены основные функции.
• Исследован феномен индивидуальности в стилевом пространстве исполнительской деятельности студента, изучены соотношения исполнительских типов и характеристик специальных человеческих типологий, рассмотрены проявления индивидуальных различий исполнителя в рамках концепции индивидуальной активиро-ванности функциональных состояний человека и психофизиологии творчества.
• Изучен механизм волевой регуляции в функционировании базового исполнительского комплекса студента; обозначена необходимость единого рассмотрения категорий сознательного и надсозна-тельного в волевом процессе творческой интерпретации музыкального сочинения.
• Выявлена совокупность средств исполнительской интерпретации музыкального сочинения.
• Разработаны методики: «Оценка уровня базового исполнительского комплекса студента», «Оценивание качества интерпретации и артистичности», «Опросник для выявления широты профессионального кругозора и интересов студентов».
• Выявлена совокупность психолого-педагогических условий формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения.
Теоретическая значимость исследования. В диссертации разработана модель формирования индивидуального стиля исполнитель-
12
скои деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения, составляющая теоретическую основу организации исполнительской деятельности студента в вузе.
Реализация основных принципов интегративно-дифференциро-ванного подхода к построению модели формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения расширяет возможности его психолого-педагогического изучения. Использование синтезированного анализа концептуальных положений философской, психологической, педагогической наук, обобщенного анализа теории интерпретации произведения искусства для психолого-педагогического осмысления проблемы интерпретации музыкального сочинения в исполнительской деятельности студента углубляет вопросы теории исполнительского и психолого-педагогического образования. Обобщение и систематизация научных теорий творческих способностей, определение роли познавательных и духовных способностей в исполнительской деятельности студента открывают новые аспекты изучения общих и специальных способностей в образовательном процессе. Применение основных положений концепции проективного образования в исполнительской деятельности студента дополняют теоретические положения обозначенной концепции. Результаты исследования расширяют разделы общей, педагогической и музыкальной психологии, посвященные изучению психологии личности и деятельности, инновационных технологий в образовании, психологии творчества и исполнительской интерпретации.
В работе доказано, что формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента предполагает использование средств исполнительской интерпретации музыкального сочинения;
13
экспериментальным путем доказано, что эффективность формирования обозначенного стиля повышается при наличии волевого включения студента в процессе интерпретации.
Практическая значимость работы. Внедрение разработанной модели формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента способствует эффективному использованию средств интерпретации музыкального сочинения в исполнительской деятельности студента и повышению качества профессиональной подготовки студентов.
Разработанные в исследовании измерительные шкалы позволяют более глубоко и дифференцированно оценивать созданную студентом интерпретацию музыкального сочинения и его артистичность, являясь при этом фактически первой попыткой измерения духовного эмоционально-волевого состояния исполнителя, отражающегося в интерпретации. Авторская методика оценки уровня базового исполнительского комплекса студента может использоваться для диагностики специальных способностей студента.
В диссертации сформулированы психолого-педагогические рекомендации по формированию индивидуального стиля исполнительской деятельности средствами интерпретации музыкального сочинения. Материалы исследования могут использоваться в учебных курсах «Педагогическая психология», «Экспериментальная психология», «Психология интерпретации музыкального сочинения», «Теория и история исполнительского искусства», «Методика обучения фортепи-анному искусству», «Психология и педагогика искусства», «Психология творчества», «Музыкальная психология и педагогика»; на индивидуальных занятиях по основному музыкальному инструменту, концертмейстерскому классу и ансамблю.
14
Достоверность полученных результатов обеспечивается целостным подходом к изучаемой проблеме, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением адекватного комплекса надежных методов исследования, соответствующих его предмету и задачам, внедрением авторских разработок в психолого-педагогическую и исполнительскую практику, применением математико-статистических методов при обработке и анализе результатов эксперимента, обсуждением основных теоретических положений исследования и практических результатов в широкой аудитории психологов, педагогов и музыкантов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Индивидуальный стиль исполнительской деятельности студента определяется в исследовании как индивидуальная исполнительская техника (совокупность индивидуальных исполнительских приемов) студента во взаимосвязи с его познавательной, эмоционально-волевой и духовной активностью, повышающая качество интерпретации музыкального сочинения.
Структура индивидуального стиля исполнительской деятельности студента включает три компонента базового исполнительского комплекса: познавательную (А), творческую (В) и техническую активность (С) студента.
Функциями индивидуального стиля исполнительской деятельности студента являются: 1) развитие умения студента создавать свою оригинальную исполнительскую интерпретацию; 2) повышение уровня развития компонентов базового исполнительского комплекса студента; 3) повышение уровня артистичности, уверенности студента в ходе публичного выступления; 4) развитие рефлексивных и коммуникативных способностей студента.
15
2. Ведущая роль в процессе интерпретации музыкального сочинения принадлежит познавательным и духовным способностям студента. Познавательные способности участвуют в выявлении целостности произведения, его стилевых особенностей. Реализация духовных способностей связана с нахождением «живого центра» сочинения.
3. Базовый исполнительский комплекс студента определяется как совокупность основных компонентов его исполнительской деятельности (познавательной, творческой и технической активности).
Механизм волевой регуляции в функционировании базового исполнительского комплекса студента основан на взаимодействии компонентов комплекса с волевым включением студента, в результате которого повышается качество созданной им интерпретации.
4. Средствами исполнительской интерпретации музыкального сочинения являются: авторский текст сочинения, авторские ремарки, вариативные параметры исполнения (темп, агогика, динамика, интонирование, тембр, артикуляция, туше).
Модель формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения построена в соответствии с логикой процесса интерпретирования и предполагает два этапа: выявление интерпретаторского решения и создание завершенной интерпретации музыкального сочинения. Первый этап включает в себя три уровня: выбор сочинения, первое знакомство с текстом, разбор и показ произведения; поиск и выбор наилучшего интерпретаторского решения; оценку сформированное™ интерпретаторского решения. Второй этап также состоит из трех уровней: нахождение «живого центра» сочинения; совершенствование компонентов базового исполнительского комплекса студента;
16
публичный показ сочинения.
5. Эффективность формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента повышается при наличии его волевого включения в процессе интерпретации музыкального сочинения. Волевое включение студента происходит при соблюдении совокупности следующих психолого-педагогических условий: 1) использовании основных положений концепции проективного образования в исполнительской деятельности студента; 2) целенаправленом формировании проективного творческого мышления студента; 3) направленности обучения на развитие у студента специальных исполнительских навыков в выражении собственных внутренних потребностей средствами индивидуальной исполнительской техники; 4) развитии рефлексивных и коммуникативных способностей студента.
Апробация и внедрение результатов исследования проходили на музыкальном отделении факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета, на факультете специального фортепиано Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва) в рамках индивидуальных и групповых занятий по дисциплинам «Основной музыкальный инструмент», «Музыкальная психология», «Психология исполнительской интерпретации», на отделении психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета в процессе преподавания дисциплин «Педагогическая психология» и «Экспериментальная психология».
Материалы диссертации обсуждались на Международной научно-практической конференции «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (Тамбовский госуниверситет им. Г.Р. Державина, 2002), Межрегиональной научно-методической кон-
17
Р ференции «Профессиональное образование психолога: интеграция
теории и практики» (Воронежский госуниверситет, 2002), научно-практической конференции «Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи — в XXI век» (Костромской госуниверситет им. Н.А. Некрасова, 2002), Российской научно-практической конференции «Историко-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева и проблемы современного образования» (Воронежский государственный педуниверситет, 2002), Международной науч-Ф но-практической конференции «Интеграция наук в системе художе-
ственного образования» (Воронежский государственный педуниверситет, 2003), а также на научных сессиях Воронежского государственного педагогического университета и Воронежского государственного университета (1999-2003).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 266 наименований, и 5 приложений; основной текст изложен на 166 страницах.
Во введении обоснована актуальность исследования, обозначены его проблема; цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе представлены теоретические подходы к изучению индивидуального стиля исполнительской деятельности студента, определены понятие, структура и функции обозначенного стиля; дана
характеристика индивидуальности в стилевом пространстве исполни-
Ф
тельскои деятельности студента; изучен механизм волевой регуляции
в функционировании базового исполнительского комплекса студента. Во второй главе диссертации выявлены средства исполнительской интерпретации, описана модель формирования индивидуального

Страниц: 194


Подобные дипломные и курсовые работы.