Каталог работ » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Тема: Социокультурная интеграция специалистов и родителей в реабилитации детей с ограниченными возможностями

Выдержки из работы:
1 Андреев Ю.В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит). -Л., 1987.2 Курбатова И.Н. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей. - Южно-Сахалинск: Изд-во РИО ЮСГПИ, 1996.3 Гудонис В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц с нарушениями зрения: Автореф. дис... канд. психол. наук. М., 1995.4 Басова А.Г. История сурдопедагогики / А.Г.Басова, С.Ф.Егоров. - М.: Просвещение, 1984.

Первым государственным шагом к созданию в России официального управления общественным призрением явилось поручение царя Михаила Федоровича Романова осуществлять его Патриаршему Приказу, а несколько позже специально учрежденному для этого Аптекарскому Приказу1.

В 1662 году был подготовлен акт, в котором делалась попытка узаконить общественную помощь нищим детям с выраженными нарушениями развития путем предоставления им жилья, питания и обучения ремеслам, которые «во всяких случаях нужны и потребны»2. Этот акт не был реализован, но все же повлиял на последующую разработку различных положений о детях-сиротах, «подкидышах» и завершил эпоху зарождения идеи государственного призрения, в основе которой лежали нужды государства и забота о пользе населения. Идеи, содержавшиеся в этом указе и касавшиеся создания воспитательно-образовательных учреждений для обучения подростков разным наукам и ремеслам, получили дальнейшее развитие в период царствования Петра I.

Второй период в Западной Европе протекал в течение шести веков (с ХП по XVIII век: Средневековье; эпоха Возрождения; Новое время). В этот период общественные системы прошли путь от призрения людей с нарушениями развития до осознания возможности и целесообразности обучения некоторых из них (глухонемых и слепых). Условным окончанием данного периода можно считать прецедент переосмысления во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями, следствием чего явилось открытие в Париже первой школы для глухонемых (1770 г.) и первой школы для слепых (1784 г.) .

В период Средневековья одним из ведущих факторов формирования общественного сознания явилась религия, оказавшая глубокое влияние на все

1 См.: Курбатова И.Н. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей.-Южно-Сахалинск: Изд-во РИО ЮСГПИ, 1996. - С 58.2 Кесарев Е.Д. Специальное образование за рубежом и международные программы помощи и поддержки детям с проблемами в развитии // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. Материалы научно-практической конференции. - СПб.: Центр педагогической информации, 1995. - С.26-41.3 Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования: социокультурный анализ современных тенденций // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. -М.: Ин-т педагогических инноваций, 1998. - С.97-106.

сферы человеческих взаимоотношений. В зависимости от того, как отдельные религии трактовали проблему физической неполноценности, определялась не только судьба инвалида, но и перспектива развития отношений в социуме на несколько веков вперед. Вероятно, источник гуманного отношения к инвалиду во многих религиях определился еще во времена язычества, что подтверждается фольклорными произведениями (сказками, былинами), в которых людей с уважением, а иногда и с суеверным страхом относятся, например, к слепым жрецам, сказителям, певцам1.

В.П.Гудонисом2 осуществлен анализ отношения общества к людям с нарушением зрения с точки зрения религии. Им отмечено, что, хотя обычаи ранних христиан позволяли слепым нищенствовать, в историческом развитии отношение к незрячим и слепоте (в христианской идеологии) не было постоянным. К примеру, в католической церкви не допускалась мысль о том, что слепой может быть священником. И католическая, и христианская конфессии рассматривали слепого как человека, страдающего за своих грехи в настоящей или прошедших жизнях.

Без особого сострадания к слепым относились в Китае и некоторых других странах Азии с буддистской религией. В этих странах вплоть до XX века слепых детей бросали на произвол судьбы. Отголоски негативного отношения к слепым детям наблюдаются в некоторых странах Азии вплоть до наших дней.

Отношение мусульманской религии к слепым сходно с христианским. Она также полагает, что слепые «отмечены Аллахом», на них снизошел его дух. Во многих мусульманских государствах на протяжении многих веков до сегодняшних дней слепой расценивался как «святой» человек. Особой популярностью пользовались слепые дервиши, хорошо знавшие Коран и

1 Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. - М.-Воронеж, 1998.2 Гудонис В.П. Критерии оценки человека с депривацией зрения в античные времена // Дефектология. -1996. - №5. - С.84-87; Гудонис В.П. Интеграция лиц с нарушением зрения // Дефектология. - 1993. - №4. -С.13-16.42 умевшие его толковать1.

В период Средневековья и позже духовенство большинства религий апеллировало к совести благополучных прихожан, советуя давать подаяние бедным, среди которых были и люди с нарушением развития, в форме индульгенции . Позитивная роль христианской религии по отношению к незрячим выражается и в том, что при монастырях, особенно ордена иезуитов, открывались приюты для престарелых слепых3. Вместе с тем важно отметить, что в этот период в результате средневековых междоусобных войн, разрухи и голода широко распространялись эпидемии оспы, трахомы, с которыми человечество еще не умело бороться, поэтому в Европе появилось огромное количество слепых. В социальном отношении эта категория людей была бесправной . Общество было не в состоянии создавать социальные программы помощи инвалидам, поэтому нищенствование являлось основным средством их существования. Именно в данный период нарастало антигуманное отношение к незрячим, выражавшееся в неприкрытом издевательстве над ними.

Глумление над людьми с физическими или психическими недостатками имеет глубокие корни. Обычай держать шутов, карликов, умственно неполноценных при дворах монархов уходит в седую древность. Например, у египетского фараона Пепи I шутом был карлик из племени шямеев. В средние века и даже в эпоху Возрождения при княжеских дворах разных стран шуты, карлики, уроды, слабоумные и идиоты - люди «для развлечений» - составляли особую часть дворцовой челяди. Особенно многочисленна была группа уродов, карликов, шутов («труанес») в Испании при дворе Филиппа IV5.

Под влиянием идеологии гуманизма эпохи Возрождения к XVT1 столетию

1 Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабослышащих детей.-Л., 1973.2 Денежный выкуп личных грехов.3 Бочарова В.Г. Социальная педагогика и социальная работа в России: профессиональные и этические стандарты // Социальная защита человека: региональные модели. - М.: АСОПиР, 1995. - С.5-18.4 Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия / Е.М.Борисова, Г.П.Логинова. - М.: Знание, 1991.5 Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. - М.-Воронеж, 1998.43 в Европе произошла переоценка ценностей, на основе которой значительно вырос социальный статус лиц с нарушениями зрения в обществе. Тогда появились первые специальные учебные заведения, была создана благоприятная почва для развития талантов и реализации возможностей инвалидов зрения.

Выдающиеся прогрессивные деятели эпохи Просвещения Ж.Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье и другие, разделявшие идеалистические философские взгляды и объяснявшие общественные пороки лишь невежеством людей, высказывались за отмену сословной школы и за широкое образование народа1. Одним из важнейших событий в XVIII веке явилось издание Д.Дидро энциклопедии (1746 г.), где в разделе «Слепой» автор привлек внимание общественности к судьбе людей, лишенных не только зрения, но и юридических прав, и где были высказаны взгляды на процессы познавательной деятельности слепых. О жизни известных незрячих, овладевших не только элементарной грамотой, но и профессией, которая давала им возможность самостоятельного существования, Д.Дидро пишет в книге «Письма о слепых в назидание зрячим» (1749 г.). Д.Дидро одним из первых высказал мысль о том, что, хотя слепота и ограничивает восприятие предмета, оставшиеся органы чувств связывают слепого с внешним миром. Развивая не утраченные органы чувств в процессе обучения, учитель может помочь слепому познать окружающий мир. Идеи Д.Дидро создали предпосылки для обучения слепых и привлекли общественность к этой проблеме . «Письма» Д.Дидро имеют огромную ценность в истории тифлопедагогики3 как первая письменная дискуссия по проблемам слепых, как попытка интегрировать общество в работе с людьми с ограниченными возможностями.

Именно признание обществом лица с нарушениями зрения как

1 Василенко Л.В. Социальные причины детской инвалидности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. - М., 1992. -С.23-25.2 Феоктистова В.А. История советской тифлопедагогики, школы слепых и слабослышащих: Уч. пособие. -Л.: ЛГПИ, 1980.3 Отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.44 полноценной личности привело к принятию закона об их обязательном обучении на основе программ общеобразовательных школ. Появление первой школы слепых во Франции в 1784 году дало ощутимый толчок для развития широкой сети таких школ во всем мире.

В России второй период формирования отношения к инвалидам начался

на пять веков позже и составил всего одно столетие (1706-1806 гг.),

окончившись в те же сроки, что и на Западе, открытием первых

специальных школ.

В 1723 году Петром I было запрещено посылать «дураков» в монастыри

без предварительного их освидетельствования. Он возложил на Главный

магистрат обязанность открытия для них госпиталей. Однако эти учреждения

так и не появились, и страдавших «душевными расстройствами» детей

продолжали по-прежнему направлять в монастыри.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) осуществлены конкретные меры по улучшению благотворительной помощи и организации постоянного приюта «немощным» и крайне нуждающимся детям. Подтверждая указ Петра I, царица повелела построить в губерниях приюты и богадельни, возложив их содержание на Статс Контору. После издания закона об учреждениях для управления губерний (1775 г.) в стране была создана новая система помощи бедным и нуждающимся, объединившая учреждения общественного призрения и медицинской помощи. Это были специальные государственные учреждения - приказы общественного призрения, которые на новых основах стали организовывать и помощь «душевнобольным» детям. Были открыты психиатрические отделения в больницах; начато строительство специальных домов для «умалишенных» («желтые дома»). Однако первый «желтый дом» был открыт в Новгороде в 1776 году. В том же году в Екатерининской больнице в Москве начало действовать специальное отделение. Такие же отделения появились в Екатеринославле и Симбирске (1772 г.). В Петербурге в 1779 году открылся

45 первый приют для «душевнобольных» детей .

Следует отметить, что до середины XVIII века в России не выделяли официально средства на нужды благотворительности. Начало этому положила Екатерина П. При ней стали создаваться благотворительные общества, имевшие общественные фонды. Первым таким учреждением явилось учрежденное ею в 1764 году «Общество воспитания благородных девиц» . В последующем «начальствовать над воспитательным обществом» именным указом (1796 г.) Павла I была назначена его жена - императрица Мария Федоровна, много сделавшая для развития благотворительности в России. По ее инициативе, и во многих случаях за счет ее собственных средств, в течение короткого времени были открыты одно за другим различные учреждения просветительного и благотворительного характера. Заботясь об образовании и воспитании здоровых детей, Мария Федоровна уделяла внимание и призрению детей, страдавших различными заболеваниями или имевших нарушения развития. Были открыты: первое в России училище для глухонемых детей в городе Павловске; Мариинский институт слепых девиц для обучения девочек 7-13 лет доступным для них искусствам и рукоделиям; Императорский институт слепых, учрежденный в 1807 году по воле императора Александра Благословенного, в котором 15 слепых подростков обучались чтению, письму, французскому языку, некоторым рукоделиям и музыке; Надежденский приют для детей; Варшавский институт глухонемых и слепых, который был единственным учреждением в России, получавшим средства на свое содержание из государственного казначейства3.

Таким образом, в России начинает складываться интеграционная система реабилитации детей с ограниченными возможностями.

1 Курбатова И.Н. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей: Автореф. дис... канд. пед. наук. -М., 1998.2 Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. - М.: Педагогика, 1991; Курбатова И.Н. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных Детей. - Южно-Сахалинск: Изд-во РИО ЮСГПИ, 1996.3 Махортова Г.Х. Проблемы психологической адаптации детей с нарушениями в условиях массовой школы// Дефектология. - 1996. - №4. - С.45-50; см. также: Курбатова И.Н. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей. - Южно-Сахалинск: Изд-во РИО ЮСГПИ, 1996.

Третий период (70-е годы XVLQ века - начало XX века) на Западе - это путь от понимания целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями к осознанию необходимости организации специализированной системы обучения. В это время создается сеть школ по специальному образованию .

Первые попытки гуманного отношения к другой категории больных -душевнобольным, научного подхода к этим заболеваниям были предприняты французским психиатром Ф.Пинелем. Проблемой идиотии как особенного состояния, при котором «умственные способности никогда не проявлялись или же не развивались в течение жизни» продолжал заниматься ученик Ф.Пинеля - Ж.Эскироль. Он разделил врожденное и приобретенное слабоумие, доказав, что внутри патологии наблюдается определенная неоднородность, в частности по степени выраженности и возрасту поражения .

Основные тенденции помощи детям с аномальным развитием, сложившиеся в конце XVIII - начале XX вв., характеризовались выделением детей с глубокой умственной отсталостью (идиотией, имбецильностью), первыми попытками классификации умственной отсталости и педагогической помощи детям этой категории. В конце XIX - начале XX вв. выделяются основные подходы в деле помощи детям с недостатками интеллекта и организационной формы их реализации: медико-клинический, который основывается на знании этиологии умственной отсталости; психологический, который рассматривает состояние эмоциональной сферы и личности в целом у лиц с интеллектуальными нарушениями; педагогический,

1 Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования: социокультурный анализ современных тенденций // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. -М.: Ин-т педагогических инноваций, 1998. - С.97-106.2 Ертанова О.Н. Образование и семья. Некоторые модели взаимодействия специалиста, родителя и ребенка // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. -М.: Ин-т педагогических инноваций, 1998. - С.80-95; Введение в новую профессию: социально-исторический контекст.Методическое письмо // Социальная работа. - М.: АСОПиРиРАО, 1994. - №1. — С. 11-17.3 Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Уч. пособие для студентов сред. пед. заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия, 1999; Ертанова О.Н. Мы и особенные дети // Внешкольник.- 1999. - №9.-С.14-15;№10.-С.23-27.47 который разрабатывает педагогические принципы, методы и формы коррекции, обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Медико-педагогическое направление помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями было положено французским психиатром Ж.Итаром, вслед за швейцарским педагогом И.Песталоцци, предпринявшим попытку их обучения и воспитания. Характерной особенностью этого направления является приоритет медицинского подхода над педагогическим. Уже в этот период предпринимались усилия организовать интегрированное обучение. Немецкий педагог Гуггенбюль открыл в 1841 году в горах Швейцарии Абендбергскую приют-школу, где организовал отделения для детей различного возраста, пола, национальности, степени умственной отсталости и здоровых детей как образец для подражания1. Появление экспериментальных методов исследования обусловило два направления в изучении характера и сущности слабоумия: анатомо-физиологическое и психолого-педагогическое.Немецким психиатром Э.Крепелином в 1915 году были объединены все формы слабоумия в одну группу под названием «задержка психического развития», введен термин «олигофрения» для обозначения группы врожденных состояний слабоумия . Французский педагог Ж.Филипп и врач П.Бонкур развивали психолого-педагогическое направление, выделяя группу учащихся, не справлявшихся с общеобразовательной программой в обычных школьных условиях, т.е. детей с различными формами умственной отсталости.

Страниц: 174


Подобные дипломные и курсовые работы.