Каталог работ » Культурология

Тема: История профессионального музыкального образования на юге Дальнего Востока России

Выдержки из работы:
3 ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных функций социальной организации искусства является сохранение непрерывности его развития, воспроизводство, закрепление и передача последующим поколениям общезначимых культурных норм и правил. Трансляция культуры новым поколениям и приобщение их к достижениям человечества в области искусства осуществляется в значительной степени через систему образования.
Профессиональное музыкальное образование исследуется в работе как система организации музыкального обучения, подготавливающая к будущей профессиональной исполнительской, педагогической, композиторской и научной работе. Формирование специального музыкального образования, подготавливающего высококвалифицированные кадры искусства невозможно в отсутствии совокупности всех способов приобщения населения к музыке.
Профессиональное музыкальное образование в исследовании рассматривается во взаимосвязи с общим музыкальным обучением, дающим знания, умения и навыки «в том объёме, какой нужен для любительской деятельности или только для восприятия музыки».1
Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность исследования историко-культурологического опыта создания системы музыкального образования на юге Дальнего Востока России обуславливается несколькими причинами. Культурная деятельность человека имеет смысл как фактор сохранения цивилизации. В настоящее время проблема культурного выживания является едва ли не важнейшей в жизни российского общества в целом и дальневосточного, в частности.
Избранная в качестве исследования тема является актуальной, поскольку геополитическое положение российского Дальнего Востока требует более активных действий по сохранению культурных ценностей. Образование призвано формировать ценностно-ориентированное мышление, опора на которое поможет обустроить необходимое культурное пространство. В то же
4
время, регионоведческий аспект истории музыкального образования недостаточно изучен по сравнению с тем, о чём писал в 30-е годы Б. Асафьев: «Так как наше краеведение только-только зарождается (и притом очень робко), я не мог выйти в своём изложении истории русской музыки за пределы двух централь- ных очагов творчества, воспроизведения и слушания музыки - Москвы и Петербурга». Поскольку музыкальное образование является неотъемлемой частью общей истории развития музыкальной культуры страны, исследование, выявляющее опыт его становления и развития на востоке России, имеет общекультурное значение.
Без историко-теоретического исследования составляющих музыкальную культуру элементов, в ряду которых значительное место принадлежит музыкальному образованию, невозможно прогнозирование общего движения культуры. Тем более, в последнее десятилетие в стране происходит реформирование системы музыкального образования, проведение которого невозможно без учёта всего исторического опыта музыкального обучения в Рос-
СИИ.
Зарождение и формирование музыкального образования на юге Дальнего Востока с учётом местных условий представляет большой интерес. Поскольку музыкальное образование на востоке России является неотъемлемой частью общей истории развития музыкальной культуры страны, исследование, выявляющее опыт его становления и развития имеет общекультурное значение.
Объектом исследования стала культурно-историческая действительность периода конца XIX века - 70-х тт. XX века, духовная жизнь населения Дальнего Востока, развивающаяся в конкретно-исторических условиях социально-экономической и политической жизни.
Предметом исследования является история профессионального музыкального образования Дальнего Востока, его значение в истории культуры региона 1880-1970 гг.
5
Степень разработанности темы. Общероссийский аспект. С момента появления первых российских музыкальных учебных заведений вопросы музыкального образования находились в центре внимания просветителей. Проблемы, имевшие актуальное значение для русской музыкальной культуры, в /Л русле которой формировалось музыкальное образование, были выдвинуты в
критических и публицистических статьях В.В. Стасова, А.Н. Серова, Г.А. Лароша, Н.Д. Кашкина. С отдельными статьями и рецензиями выступали А.Г. Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков.3
Опубликованные в 1909 г. работы Н.Ф. Финдейзена и А.И. Пузырев-ского4 посвящены деятельности отечественных музыкальных учебных заведений в системе Русского музыкального общества в конце Х1Х-начале XX вв. Результаты изучения вопросов музыкального образования нашли отражение в историко-теоретических работах послеоктябрьского периода. Перестройка теоретического музыкознания в те годы прямо сочеталась с задачей музыкального просвещения народных масс, подъёмом их художественного уров-• ня. Проблемы поднимались в работах А.В. Луначарского, Б.Л. Яворского,
Н.Я. Брюсовой.
Ведущими для практики строительства и развития советской музыкальной культуры стали исследования Б.В. Асафьева, в которых вопросы музыкального просвещения и образования заняли достойное место. Созданная в 1930 г. Б.В. Асафьевым законченная теория процесса6 обладает исключительной ценностью не только для музыкознания, но и для теории философии и культуры. Его учение представляет ценность для разработки общих проблем культурной динамики и остаётся методологическим и методическим образцом искусствоведческих исследований. В последующие годы наблюдения по проблемам музыкального образования разбросаны по многочисленным статьям в журналах и сборниках.
В 1960-е годы появляются исторический очерк «100 лет Ленинградской консерватории» (Л., 1962), книга «Московская консерватория.(1866-
б
1966)» (М.,1966), обобщающие огромный материал, в подобных масштабах ещё не подвергавшийся рассмотрению.
В музыкально-исторических очерках «Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет» (Л. 1967) в качестве раздела представлен материал Е.Ф. Бронфин «Музыкальное образование и просвещение». Статья интересна привлечением большого количества фактологического материала, рассмотрением вопросов на фоне исторических событий в первые десятилетия советской власти. В ней исследуются вопросы общего и профессионального музыкального образования в их взаимодействии как дополняющие друг друга факторы.
Искусствоведение обогатилось введёнными в научный обиход в начале 60-х годов документами и материалами. Существенным вкладом в эту область явилась публикация собрания материалов и документов 1917-1927 гг. «Из истории советского музыкального образования» (Л., 1969). Данное издание особенно ценно, так как является первой попыткой ознакомления чита- телей с документами и материалами о становлении советского музыкального образования в России. В эти годы были изданы написанные ранее «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании» Б.В. Асафьева (М.-Л., 1965), оказавшие действенную помощь в нашей исследовательской работе.
В 1981 году выходит в свет выполненная авторским коллективом «История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных» (М., 1981), содержащая ценные фактологические сведения, раскрывающие разные стороны деятельности учебных заведений им. Гнесиных.
В вышедшей в 1993 г. десятитомной монографии «История русской музыки» основательно исследована история музыкального образования в 1860-1880 гг. в. На страницах двух глав7 Л.З. Корабельникова воссоздаёт историю бытования музыкального образования в столичных городах (Петербурге, Москве, Киеве) и знакомит с созданием первых музыкальных образовательных учреждений в провинциальных городах России прошлого века.
7
Таким образом, значительная часть монографий и статей посвящена изучению становления и развития музыкального образования в столичных городах. Эти работы в основном ограничиваются небольшими хронологическими рамками.
Региональный аспект. Исследования музыкальной культуры не столичных городов представляют особую ветвь искусствоведческих работ. Исследователями сделаны первые шаги по изучению истории музыкальной культуры регионов. Музыкальное образование как часть художественной культуры находится во внимании исследователей Сибири, Поволжья. Появившиеся работы «Музыкальная жизнь Одессы», «Из истории музыкального
Q
воспитания в Перми», «Иркутская хроника», «Музыкальная Самара» отразили разные стороны музыкальной жизни этих регионов, затронули сведения о зарождении и развитии любительского и профессионального музыкального образования в отдалённых от столиц городах.
Особый интерес представляет монография новосибирских музыковедов «Музыкальная культура Сибири».9 Это добротно написанное исследование всех сторон музыкальной деятельности региона, отдельные страницы которой посвящены зарождению и развитию музыкальных образовательных учреждений. Проходя общие этапы становления, развиваясь в рамках общих исторических процессов, музыкальное образование соседних регионов имело немало точек соприкосновения. В разные годы здесь работали одни и те же музыканты, способствуя становлению музыкальной культуры Сибири и Дальнего Востока.
Дальневосточный аспект. Историография дальневосточной культуры долгое время не развивалась, только отдельные факты находили отражение в региональных исторических работах. Э.В. Ермакова выделяет два этапа дальневосточной историографии10 в изучении культуры: 60-е — середина 80-х гг. и конец 80-х - 90-е гг. Критерии данного хронологического деления определяются, во-первых, формированием группы исследователей, занимающихся проблемами культуры; во-вторых, публикациями тематических сборников и
8
статей по культуре; в-третьих, изменением парадигмы развития российского общества, повлиявшей на переход в науке от монизма к плюрализму, к смене теоретико-методолигических подходов, аксиологических оценок.
Основную массу работ 1960-80-х годов составляют статьи и тезисы, в той или иной степени затрагивающие вопросы истории дальневосточной культуры. Постепенно формируется проблематика исследований. Изучению истории периодической печати и журналистики Дальнего Востока свои работы посвятили И.Г. Стрюченко и Л.М. Сквирская, образования - Г.Ф. Севиль-гаев, художественной литературы — С.Ф. Крившенко, изобразительного искусства - В.И. Кандыба, вопросам становления музыкальной культуры — Л.А. Вайман, А.Р. Шаванда, В.П. Матвейчук, В.А. Королёва.
На рубеже 80-90-х гг. дальневосточная историография характеризуется обращением к проблемам теории и методологии культуры,11 обогащается монографическими изданиями.
Были опубликованы исследования дальневосточной культуры под редакцией академика А.И. Крушанова. «История культуры Дальнего Востока СССР XVII-XX вв.: Дооктябрьский период». Сборник статей. Владивосток, 1989) и второй том «Истории Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. - февраль 1917 г.)», включающий главу «Культура Дальнего Востока (вторая половина Х1Х-начало XX в.)» (В. 1991). Авторами А.И. Крушановым, Л.И. Галлямовой, Н.В. Кочешковым, И.Г. Стрюченко были освещены основные формы бытования культуры и их роль в художественной жизни дальневосточников.
Центр изучения культуры Дальнего Востока при Институте истории ДВО РАН во главе с И.Г. Стрюченко и при поддержке А.П. Деревянко стимулировал развитие науки о дальневосточном искусстве. Здесь возникла серия изданий «Забытые имена»,12 было опубликовано учебное пособие «История культуры Дальнего Востока России XVII-XX веков» под редакцией И.Г. Стрюченко (В., 1998), представлена новая форма работы в дальневосточной историографии культуры - хроники.13
9
Интерес к изучению культуры дальневосточного региона выразился в серьёзной научной работе местных исследователей. В последнее 10-летие XX в. значительно возрос интерес к изучению музыкальной культуры дальневосточного региона. Были защищены докторская диссертация Н.А. Соломоновой «Музыкальная культура народов Дальнего Востока России XIX-XX вв. (Этно-музыкальные очерки)» (Москва, 2000); кандидатские диссертации В.А. Королёвой «Музыкальная культура юга Дальнего Востока России.1917-1929 гг. Очерки истории» (Владивосток, 1996), В.П. Матвейчука «Военные оркестры на Тихоокеанском флоте и развитие музыкальной культуры Дальнего Востока (1860-1990)» (Москва, 1996), С.А. Монаховой «Гастрольно-концертная жизнь юга Дальнего Востока (1895-февраль 1917 г.)» (Владивосток, 1999), СБ. Чулковой «Формирование хоровой инфраструктуры в культурном пространстве юга Дальнего Востока России (конец Х1Х-начало XX вв.)» (Владивосток, 2003), Т.В. Лесковой «Региональные тенденции русского композиторского фольклора Сибири и Дальнего Востока. 1960-е годы» (Новосибирск, 2004).
Историю исполнительства на народных инструментах (баяне и аккордеоне), корни педагогических школ в регионе отдельно разрабатывает профессор кафедры народных инструментов ДВГАИ Г.Я. Низовский.14
Таким образом, прослеживая почти тридцатилетний этап дальневосточной историографии по художественной культуре, мы обнаружили возрастание интереса к проблемам культуры и наличие сложившейся группы исследователей, избравших её объектом изучения. Вместе с тем, следует признать, что специальных исследований по истории музыкального образования не существует: историография музыкального образования на юге Дальнего Востока свидетельствует об отсутствии документально подтверждённой и хронологически выверенной истории музыкального образования региона. Тем не менее, значительные успехи музыкального образования в разные периоды отражают имеющиеся в отдельных сборниках публикации.15 При этом существующие работы освещают её развитие в локальных центрах Дальнего Востока и, как правило, ограничиваются небольшими хронологическими
10
рамками. Подавляющее число публикаций сосредоточено на этапе 1900-1929 гг. и не даёт возможность проследить всю динамику развития музыкального образования в его единстве, вычленить его общие тенденции и специфические особенности на протяжении предшествующего столетия. По сути дела, анализ процесса развития музыкального образования от его зарождения и до зрелого становления исследователями не предлагается. Поэтому назрела необходимость в создании обобщающего исследования по истории музыкального образования как части музыкальной культуры Дальнего Востока.
Цель и задачи исследования. Своеобразие заявленной темы определили цель диссертационной работы — комплексное исследование генезиса музыкального образования как базиса художественного процесса истории искусств на юге российского Дальнего Востока, его общих для культурного пространства России закономерностей и региональных особенностей в историко-культурной перспективе в период с 1880 по 1970 гг.
В соответствии с поставленной целью комплексного изучения процесса формирования и особенностей бытования дальневосточного музыкального образования, в исследовании впервые решаются следующие задачи:
- выявить влияние музыкального образования России второй половины XIX-XX веков на культурогенез дальневосточного региона;
- рассмотреть социокультурные предпосылки для формирования музыкального образования на юге Дальнего Востока в исследуемый период;
- проследить эволюцию культурной среды дальневосточного региона на основе развития музыкального образования;
- установить хронологию деятельности музыкальных учебных заведений и их роль в формировании креативной социокультурной обстановки на юге Дальнего Востока в исследуемый период;
- воссоздать некоторые аспекты творческой деятельности виднейших преподавателей музыки на юге Дальнего Востока с 1900 по 1970 гг. (создать словарь персоналий).
11
Географические рамки исследования охватывают формирование региональной системы музыкального образования в территориальных рамках южной части Дальнего Востока: современного Приморья, Амурской области и Хабаровского края. Общие закономерности и особенности его развития выявляются на фоне культурного освоения региона во взаимосвязи с культурными процессами, происходящими в стране. Такое деление дальневосточной территории для региональной историографии является традиционным и объясняется с точки зрения различия природных, этнических и экономических условий южной и северной частей территории Дальнего Востока.
Хронологические рамки работы охватывают довольно значительный период отечественной истории со времени зарождения первых образовательных музыкальных центров в 80-е годы XIX века до 70-х годов XX века, когда завершилось построение полной системы профессионального музыкального образования на Дальнем Востоке.
Это был результат многолетнего труда по формированию необходимой для функционирования музыкальных учебных заведений среды, созданию условий для трудовой деятельности квалифицированных специалистов, работы по изысканию материальных средств, необходимых для создания и поддержания возникающих музыкальных центров, распадающихся без постоянной государственной поддержки.
Многогранность задач, форм и методов, которыми оперирует музыкальное образование, позволяет выделить в его формировании несколько периодов и осуществить дифференцированный анализ отдельных этапов становления, не нарушая принцип историзма.
Исходный хронологический рубеж предлагаемого исследования — 1880 г. - время зарождения на Дальнем Востоке первых музыкальных кружков, объединяющих музыкальные любительские силы, работа которых привела к открытию первых музыкальных учебных центров. Следующей хронологической вехой является 1917 год, означающий ломку прежних отношений, и деятельность представителей культуры по сохранению накопленных дости-
12
жений предшествующего периода. 20-е годы — время поисков системы образования, отвечающей возможностям нового времени, становления государственной системы начального музыкального образования в крупных дальневосточных городах.
Следующий этап - 1930-е годы — период налаживания концертно-театральной, филармонической деятельности, размаха самодеятельного творчества и организации среднего профессионального музыкального образования. В силу объективных условий, во многом вызванными политическими обстоятельствами, в конце 30-х-начале 40-х годов закрывались музыкальные учебные заведения и опытные музыканты покидали край.
Послевоенное десятилетие оценивается нами как подготовительное для последующего формирования системы музыкального образования на Дальнем Востоке. Вторая половина 1950-х годов отмечена стабильным вниманием государства к проблемам культуры и образования. Подготовка кадров искусства возводится в ранг приоритетной государственной политики. Результатом явилось становление к началу 60-х годов XX века двухзвенной системы музыкального образования в крупных дальневосточных городах, укрепления блока «школа - училище».
Значительное внимание к проблемам дальневосточной культуры и образования было уделено правительством в 1960-е годы. Результатом планомерной политики государства в области искусства и культуры явилось основание в крупных городах Дальнего Востока высших учебных заведений — Владивостокского института искусств (1962 г.) и Хабаровского института культуры (1968 г.). История становления этих учебных заведений выделена в отдельную главу.
Выбирая способ для упорядочения материала по избранной теме, мы исходили из того, что работа проводится на стыке наук: искусствоведения, истории, музыкознания, культурологии и является региональным искусствоведческим исследованием, методологический аппарат работы ориентиро-
13
ван на весь комплекс методов искусствоведения, отечественной истории, культурологии, регионоведения.
В работе использовались общенаучные принципы диалектики и историзма, дающие возможность проанализировать создание музыкального образования на фоне других образовательных объектов страны и выявить общее и особенное для дальневосточного музыкального образования. Следуя тезису Л.А. Мазеля: «Без «чувства истории» нет и «чувства современности», особенно в такой сложной и тонкой области как искусство»,16 мы рассматриваем музыкальное образование через призму исторического опыта. Составной частью методологии исторического исследования является и обоснованность хронологических и территориальных рамок.
Также нами использовалась научная методология, разработанная выдающимся учёным - музыковедом Б.В. Асафьевым - теорией музыкально-исторического процесса, в которой ведущий принцип историзма развивается в неразрывно связанных друг с другом аспектах. Умения «отвлечься от внутренней жизни» искусства и рассмотреть их историю в единстве с исторической эволюцией всей европейской культуры и народной жизни. Отвлечься, чтобы глубже осознать и объективнее охватить жизнь этого искусства «над ней, за ней и вокруг неё»,17 требовал от историков музыки Б.В. Асафьев.
В результате такого подхода музыкальная культура понимается нами как часть общей культуры и истории государства, функционирования музыкального искусства как процесса смены интонационных пластов, несущих специфические особенности той или иной эпохи, психологии, связи деятеля музыкальной культуры и слушателя (в конкретном случае—учителя и ученика).
В работе мы использовали историко-ситуационный и историко-ретроспективный подходы. Историко-ситуационный подход позволил рассмотреть процесс создания музыкального образования в контексте соответствующей исторической ситуации; историко-ретроспективнып — позволил раскрыть суть и прогрессивность развития музыкального образования в це-
14
лом в стране, и на Дальнем Востоке, в частности, с определённой исторической дистанции.
Для данного основным следует считать принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих в культуре процессов. Всякая культура, утверждал П. Сорокин, «есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность».
Методология культурологического подхода признаёт традиции как сущностную закономерность культуры, и предполагает изучение трансляции творческого опыта для исследования музыкального образования.
Решая поставленные в данном исследовании задачи, мы использовали широкий спектр методов историко-культурологического анализа. Региональные музыкально-образовательные процессы изложены нами в виде нарративной истории (т.е. событийно-повествовательной), связанной с освещением основных событий, фактов, биографий отдельных деятелей музыкального образования.
Для анализа социокультурных процессов, происходящих в регионе, использован социологический метод как соответствующий выводу Сохора: «Музыкальная культура общества есть единство музыки и её социального функционирования».19
Применение синхронно-хронологического метода помогает обнаружить взаимосвязи в вопросах создания музыкальных учебных заведений в различных населённых пунктах Дальнего Востока. Методы периодизации и статистики помогают определить и зафиксировать качественные изменения в событийно-историческом плане.
Источниковая база диссертационного исследования включает большой комплекс опубликованных и неопубликованных документов и материалов, хранящихся в фондах Российского Государственного исторического архива Дальнего Востока, Государственного архива Приморского края, Госу-
15
дарственного архива Хабаровского края, Государственного архива Амурской области, Архива ФСБ Приморского края.
На основании проработанного автором комплекса хранящихся в них документов комитетов по делам искусств, управлений культуры краёв и областей Дальнего Востока мы установили этапы возникновения музыкальных учебных заведений, их организационную структуру, штаты.
Изучению проблемы помогли собранные в архивах фонды музыкальных учебных заведений — учебные планы, планы работы и отчёты деятельности, штатные расписания, приказы, справки. Эти документы дают информацию о времени открытия новых специальностей, о наборах и выпусках специалистов, творческой деятельности, образовательном уровне преподавателей музыкальных учебных заведений.
Нами привлекаются опубликованные государственные документы, служившие основным законом и определявшие направления культурного развития государства и дальневосточного региона. К ним относятся отчёты генерал-губернаторов, распоряжения дореволюционной эпохи, а также постановления и резолюции по вопросам музыкального образования советского периода. Эти материалы дали возможность проанализировать цели, задачи и методы осуществления культурных преобразований, составной частью которых являлось музыкальное образование.
При изучении дореволюционного и начального периода существования советского государства мы обратились к периодической печати этих лет как к единственному источнику информации о музыкально-образовательных учреждениях, так как находившиеся в частных руках или при недолго существовавших общественных организациях музыкальные учебные заведения не всегда регистрировались, и их дела не сдавались в архивы.
Большую информационную нагрузку несут фотодокументы, зафиксировавшие историю музыкальных учебных заведений. Они сохранили образы их первых преподавателей и воспитанников. Сюда примыкают и многочис-
16
ленные афиши, из которых также возможно почерпнуть сведения о музыкальной жизни региона.
Личные встречи, беседы, переписка автора со старейшими преподавателями музыки и их родственниками, изучение воспоминаний современников в комплексе с различными партийными и ведомственными документами дали возможность увидеть историю развития музыкального образования с позиций непосредственных участников событий.
На защиту выносятся следующие положения:
- зарождение очагов профессионального музыкального образования на юге Дальнего Востока в конце XIX в. происходило, главным образом, в военной среде, что было связано с историко-ситуационными особенностями освоения региона;
- высокий уровень преподавания в музыкальных учебных заведениях дальневосточного региона начала XX в. обусловил признание в Петербурге дальневосточной музыкальной школы и организацию во Владивостоке в 1909 г. отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО);
- своеобразие социокультурной ситуации на Дальнем Востоке в 1917-1922 годы заключалось в продолжении работы музыкально-образовательных учреждений Владивостока по программам упразднённого в центральной России ИРМО;
- созданные в начале 20-х годов Народные консерватории в гг. Чита, Хабаровск, Владивосток автором диссертации квалифицируются как не соответствующие статусу высших учебных заведений;
- начальное музыкальное образование на юге Дальнего Востока, представленное работой музыкальных школ Владивостока (1924 г.), Хабаровска (1925 г.) г. Благовещенска (1926 г.), сложилось к середине 20-х годов XX в.; среднее профессиональное музыкальное образование - к середине 30-х годов XX в. (организация музыкальных техникумов во Владивостоке (1933 г.) и Хабаровске (1935 г.);
17
- политические события в стране - репрессии 30-х годов, военные события 40-х годов подорвали музыкально-образовательные возможности профессиональных музыкальных учебных заведений и привели к их закрытию. Была нарушена преемственность культурных традиций, которая в музыкальном образовании осуществлялась преимущественно через личные контакты;
- восстановление культурной среды, воссоздание учреждений культуры (филармоний, культпросветучилищ) сформировали потребность в организации музыкальных училищ во Владивостоке (1957 г.) и Благовещенске (1960 г.);
- открытие в 1962 г. Дальневосточного педагогического института искусств (ныне - Дальневосточная Государственная академия искусств) и в 1968 г. Хабаровского государственного института культуры (ныне — Хабаровский Государственный институт искусств и культуры) стало исторически закономерным явлением в деле организации музыкальной жизни региона и обеспечило подготовку высокообразованных специалистов в области искусств в преемственности уровней профессионализма.
Научная новизна диссертации заключается не только в общественной значимости поставленной проблемы, но в полноте и многосторонности её охвата.
1. Впервые в науке автор диссертации представил хронологию открытия музыкальных учебных заведений юга Дальнего Востока, выявив особенности каждого периода во взаимодействии с другими, что даёт целостное представление о формировании и развитии музыкального образования на юге Дальнего Востока на значительном временном протяжении - с 1880 по 1970 гг. В данном исследовании автор стремится преодолеть территориальную и хронологическую фрагментарность существующих работ.
2. Впервые в исследовательской практике автором диссертации введён в научный оборот ряд архивных материалов, совокупность которых помогла в получении объективных данных по истории дальневосточного музыкального искусства и обобщении практики формирования системы музыкального образования дальневосточного региона.

Страниц: 206


Подобные дипломные и курсовые работы.